Автополомки и авторемонт - Двигатель не пускается, нет искры между электродами свечи зажигания
  Своевременное и качественное образование искры между электродами свечей зажигания, необходимой для воспламене­ния рабочей смеси в цилиндрах двигателя, обеспечивается системой зажигания. В легковых автомобилях применяются различные типы систем зажигания: контактная, бесконтактная и микропроцессорная система управления двигателем. Рассмот­рим возможные неисправности каждой системы зажигания раз­дельно. Наибольшее число автомобилей в настоящее время оборудованы контактной системой зажигания.

http://www.autopolomki.ru/images/3.gif

Рис. 3. Основные приборы контактной системы зажигания:
1 —аккумуляторная батарея; 2 — свеча; 3, 10 — провода; 4 — крышка распредели­теля;
5 — конденсатор; 6 — распределитель зажигания; 7 — катушка зажигания;
8 —резистор; 9 — выключатель зажигания

  В контактную систему зажигания (рис. 3) включаются сле­дующие основные приборы: аккумуляторная батарея 1, катуш­ка зажигания 7, прерыватель-распределитель зажигания 6 с кон­денсатором 5 и крышкой 4, выключатель (замок) зажигания 9, свечи 2, провода 3 и 10, образующие замкнутые цепи тока низ­кого и высокого напряжения. Если между электродами свечи зажигания нет искры (система питания исправна и бензина в баке достаточно), то двигатель не пускается. Пуск (теплого) дви­гателя осуществляется довольно просто. Установите ключ зажигания в выключатель (замок). Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора должна быть утоплена до отказа. Поверните ключ зажигания в положение СТАРТЕР и плавно нажмите на педаль акселератора. Как только двигатель начнет устойчиво работать, отпустите педаль.
  Если двигатель не пустился в течение 10—15 с работы стар­тера, необходимо сделать перерыв 20—30 с, выключив зажига­ние, и вновь повторить пуск. Если же двигатель не пустился после 2—3 попыток, необходимо убедиться в наличии высокого напря­жения на свечах зажигания. Для этого рекомендуется снять провод высокого напряжения с любой из четырех свечей и от­вести его от «массы» автомобиля на 5—7 мм. В этом зазоре при включении стартера (можно пусковой рукояткой проворачи­вать коленчатый вал двигателя) должна периодически проскаки­вать искра с голубым отливом. Если это так, но двигатель не пускается, следует проверить исправность свечей и правильность установки зажигания способами, рассмотренными ниже. При от­сутствии искры на свечах зажигания неисправность следует искать во всей цепи тока высокого напряжения в определенной последовательности по принципу от простого к сложному, т. е. сначала в крышке распределителя, затем в роторе, проводах высокого напряжения, катушке зажигания.
  Если в цепи тока высокого напряжения найти причину неис­правности не удается, приступайте к проверке цепи тока низкого напряжения. В ней наиболее часто встречаются такие неисправ­ности, как обрыв (ненадежен контакт на зажимах), замыкание на «массу», возможно короткое замыкание на участке от катуш­ки зажигания до аккумуляторной батареи. Последняя неисправ­ность встречается очень редко.
  Неисправна крышка распределителя. Чтобы убедиться, что причина отсутствия высокого напряжения на свечах зажигания кроется именно в крышке распределителя, необходимо выпол­нить следующие операции.
  Вынуть центральный провод высокого напряжения из крыш­ки распределителя (см. рис. 3) (распределитель исключается из цепи тока высокого напряжения) и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Если при проворачивании коленчатого вала двигателя в этом зазоре появилась сильная искра, следовательно, цепь высокого напряжения исправна до распределителя. Тогда неисправ­ность следует искать в крышке распределителя и в роторе. Для этого снять крышку с распределителя и тщательно осмот­реть ее снаружи и внутри. На крышке распределителя (рис. 4) возможны трещины и нитеобразные следы копоти (свидетель­ствующие о том, что изоляция пробита и крышка требует заме­ны), загрязнение центрального 3 и боковых 4 гнезд под нако­нечники проводов высокого напряжения, поломка (износ) уголь­ка 1 (скользящий графитовый контакт) или пружины 2. При загрязнении гнезд 3 и 4 следует зачистить их наждачной шкуркой, а при наличии на крышке распределителя трещин ее сле­дует заменить запасной. Осматривая крышку с внутренней стороны, убедитесь, нет ли большого износа и свободно ли перемещается в направляющей уголек, не сломана ли пружина уголька. Обнаруженные неисправные уголек и пружину следует также заменить.

http://www.autopolomki.ru/images/4.gif

Рис. 4. Крышка распределителя с ротором автомобилей:
а —«Жигули»; б — «Москвич»; а — ЗАЗ-1102; г—BA3–21Q8, -2109; 1 -—уголек; 2 —
пружина; 3 — центральное гнездо; 4 — боковые гнезда; 5 — центральный контакт
ротора; 6 — резистор; 7 — боковой контакт ротора; 8 — ротор

  Обратите внимание на состояние электродов крышки. Если они обгоревшие или на них имеется слой окиси или загрязне­ния, то следует их очистить надфилем и протереть электроды и крышку с внутренней стороны ветошью, не оставляющей во­локон и смоченной в бензине.
  Напомним водителю, что при неисправной крышке распре­делителя возможны случаи, когда искры между электродами свечей будут проскакивать, но двигатель работать не сможет, так как моменты появления искр не будут соответствовать пос­ледовательности работы цилиндров двигателя. При неправильно установленном прерывателе-распределителе или неправильной установке проводов высокого напряжения в крышке распреде­лителя или на свечах попытки пустить двигатель будут сопро­вождаться «чиханием» в карбюраторе или хлопками из глушителя. Даже если двигатель и пустит­ся, то работа его будет крайне не­устойчивой.
  Если неисправность крышки рас­пределителя устранена или не об­наружена, необходимо проверить исправность ротора.
  Неисправен ротор. Для провер­ки состояния ротора можно не снимать его с прерывателя. Необ­ходимо подвести конец централь­ного провода высокого напряжения от катушки зажигания к боковому контакту 7 ротора 8 (см. рис. 4) на расстояние 3 мм и размыкать рукой контакты прерывателя. При неис­правном роторе в зазоре (вы­соковольтный провод — боковой контакт ротора) при размыкании контактов появляется искра, следовательно, ротор замыкает на «массу» автомобиля, имеет трещину. В этих случаях ротор под­лежит замене. Обнаруженный внешним осмотром перегорев­ший резистор 6 на роторе в автомобилях «Жигули» подлежит также замене. В качестве временной меры можно вместо ре­зистора 6 поставить тонкую медную проволочную перемычку между центральным 5 и боковым контактами ротора 8 или зажать кусочек фольги. Нужно иметь в виду, что при этом воз­растает уровень помех радиоприему как в самом автомобиле, так и в окружающем его пространстве из-за выхода из строя сопротивления для подавления радиопомех (соединяет цент­ральный и боковой контакты ротора).
  Обрыв в цепи тока низкого напряжения. Если двигатель не пускается и стрелка амперметра стоит на нуле при прово­рачивании коленчатого вала двигателя, то это означает, что в цепи тока низкого напряжения имеется обрыв.

http://www.autopolomki.ru/images/5.gif

Рис. 5. Проверка прерывателя: 1 — провод; 2,4 — контакты;
3 — стрел­ка октан-корректора; 5 — пружина; 6 — шина

  Обрыв в цепи тока низкого напряжения можно определить (рис. 5) при помощи переносной лампы. Для этого надо снять предварительно крышку распределителя, провернуть коленча­тый вал в положение, при котором контакты 2 и 4 прерывателя полностью разомкнутся, включить зажигание и один конец провода переносной лампы при помощи зажима типа «кроко­дил» подсоединить на «массу» автомобиля. Затем другой конец провода переносной лампы последовательно присоединять к зажиму К прерывателя, к проводу 1, шине 6, пружине 5 рычаж­ка, подвижному контакту 2 прерывателя. При исправных пере­численных токонесущих деталях прерывателя, надежных контак­тах и установленной на нулевом делении стрелке 3 октан-кор­ректора в местах присоединения провода переносная лампа будет гореть. Если же переносная лампа не горит, то имеется обрыв на соответствующем последовательности подключения участке, т. е. от АКБ до зажима К или от зажима К до провода 1, и т. д. При этом надо учесть, что на участке замок зажигания — клемма К прерывателя в цепи тока низкого напряжения имеется катушка зажигания с дополнительным сопротивлением (вари­атором) у автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец» или без сопротивления — «Жигули».
  Обнаруженный обрыв в цепи тока низкого напряжения необ­ходимо устранить, предварительно выключив зажигание. Неис­правную катушку зажигания заменить. Перегоревшее дополни­тельное сопротивление необходимо заменить исправным. Если оно перегорело в пути, то в качестве временной меры, чтобы доехать до пункта технической помощи СТО, можно вместо этого сопротивления установить проволочную перемычку.
  Чтобы закончить проверку цепи тока низкого напряжения, нужно убедиться в исправности контактов прерывателя. Контак­ты должны быть чистыми, хорошо прилегающими друг к другу. Внешним осмотром необходимо убедиться, что контакты чис­тые, без обгорания и эрозии. В противном случае их необходимо зачистить плоским надфилем, протереть замшей, смоченной в бензине, а затем сухой замшей или другой ветошью, не остав­ляющей волокон. После этого нужно провернуть коленчатый вал двигателя в положение, при котором контакты прерыва­теля будут замкнуты. Внешним осмотром убедиться, что кон­такты соприкасаются всей поверхностью. Если этого нет, то, подгибая стойку неподвижного контакта, добиться положения, при котором контакты займут правильное положение.
  Подсоединить один конец провода переносной лампы к непо­движному контакту прерывателя, другой конец провода к «массе». Включить зажигание. Лампа не должна гореть. Ес­ли же лампа загорится даже очень слабым, тлеющим нака­лом, это свидетельствует, что неисправны контакты или произо­шел обрыв провода, соединяющего пластину контактов пре­рывателя с «массой». В данном случае необходимо этот провод заменить.
  Аналогичным образом следует искать обрыв в цепи тока низкого напряжения на любом участке цепи от АКБ до непод­вижного контакта прерывателя.
  Провод цепи тока низкого напряжения замыкается на «мас­су». Если двигатель не пускается и стрелка амперметра отклони­лась на разрядку на 2—4 А и при проворачивании коленчатого вала остается неподвижной, это означает, что цепь тока низкого напряжения замыкается на «массу». Эта неисправность связана со следующими причинами:
не размыкаются контакты прерывателя или происходит замы­кание внутри прерывателя;
неисправен конденсатор;
имеется замыкание на «массу» первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора;
происходит замыкание на «массу» провода, соединяющего зажим включателя стартера с зажимом ВК катушки зажига­ния (см. рис. 3)
  Место замыкания провода на «массу» рекомендуется опреде­лять при помощи амперметра методом исключения отдельных элементов цепи. При отключении неисправного элемента цепи тока низкого напряжения стрелка амперметра должна показать нуль. Вначале следует проверить размыкание контактов преры­вателя при проворачивании коленчатого вала двигателя. Если контакты не размыкаются, необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя способом, рассмотренным ниже.
  При нормальном зазоре между контактами прерывателя их следует разомкнуть рукой, отключить конденсатор и наблюдать за показаниями стрелки амперметра. Если стрелка амперметра отклонилась к нулю с положения разрядки 2—4 А, следователь­но, конденсатор неисправен и его следует заменить. При отсут­ствии запасного конденсатора можно временно использовать конденсатор звукового сигнала.
  В пути неисправный конденсатор можно не снимать, а только отсоединить его провод от зажима К прерывателя. Новый кон­денсатор рекомендуется присоединить рядом с катушкой зажи­гания, соединив его провод с зажимом Р катушки, а корпус — с «массой».
  Если показания амперметра при отключенном конденсаторе остаются без изменения, т. е. стрелка по-прежнему показывает разрядку 2—4 А, то это свидетельствует о том, что конденсатор исправен и его нужно установить на место и отсоединить пре­рыватель.
  Возвращение же стрелки амперметра к нулю означает замы­кание на «массу» цепи тока низкого напряжения внутри пре­рывателя от зажима К до подвижного контакта (см. рис. 5). В этом случае необходимо вновь присоединить прерыватель и тщательно проверить, не замыкают ли на «массу» провод 1, соединяющий зажим К прерывателя с шиной 6, пружина 5 и ры­чажок подвижного контакта 2. Может случиться и так, что изно­силась текстолитовая пятка рычажка подвижного контакта и пру­жина замыкает на «массу» (кулачок). Для обнаружения этой неисправности надо отклонить рукой рычажок от кулачка. Если при этом стрелка амперметра установится на нуль, значит, здесь и было замыкание. Его необходимо устранить.
  Если при отключении прерывателя стрелка амперметра пока­зывает по-прежнему разрядку 2—4 А, необходимо отключить провод от зажима Р (см. рис. 3) катушки зажигания. Если и при этом амперметр будет иметь прежние показания 2—4 А, то неисправность следует искать в первичной обмотке катушки зажигания либо в дополнительном сопротивлении. Вероятнее всего замыкается на «массу» провод, соединяющий зажим ВК катушки зажигания с контактной группой замка зажигания. При замыкании на «массу» этого провода появляются все признаки короткого замыкания (стрелка амперметра резко отклоняется на полную разрядку), когда включаешь зажигание. Если при отключении провода от контактной группы (разъем 15/1) ток исчезает, это свидетельствует о том, что этот провод замыкает на «массу». Необходимо устранить замыкание провода на «мас­су» с помощью изоленты или заменить провод запасным, при этом надо учесть сечение провода и его изоляцию.
  Короткое замыкание в цепи тока низкого напряжения. Воз­можен такой случай, когда при включении стартера стрелка амперметра отклоняется до отказа на разрядку, что свидетель­ствует о коротком замыкании на участке замок зажигания — стартер — аккумуляторная батарея. Двигатель в этом случае не пускается. Характерным признаком этой неисправности является тление изоляции проводов, сильный нагрев стартера, замка зажигания. В таком случае надо немедленно выключить стартер, зажигание. Если имеется дистанционный электромагнитный или механический включатель «массы» АКБ, то выключить «массу», а если его нет, то, открыв капот, быстро снять любой провод с выводов батареи. После этого необходимо найти и устранить короткое замыкание. Следует помнить, что чаще всего корот­кое замыкание происходит из-за повреждения изоляции прово­да в местах, где он проходит через отверстия в кузове, в местах крепления или при касании токонесущего провода стартера горячей приемной трубы глушителя (автомобили «Жигули»).
  Неисправен конденсатор. Характерным признаком неисправ­ности конденсатора является чрезмерное искрение между кон­тактами прерывателя при пуске двигателя. Конденсатор можно проверить несколькими способами.
  Пробой конденсатора на «массу» можно проверить при помо­щи переносной лампы (рис. 6, а). Для этого необходимо отсо­единить провод катушки зажигания и провод конденсатора от зажима К прерывателя и к ним подключить переносную лампу. Если лампа горит при включенном зажигании, то конденсатор неисправен.
  Конденсатор можно проверить также, отсоединив от зажима К прерывателя черный провод, идущий от катушки зажигания, и касаясь им отсоединенного от прерывателя провода конденсато­ра (рис. 6, б). Появление искрения между концами проводов при включенном зажигании свидетельствует о пробое конденсатора.
  Исправность конденсатора выявляют также зарядом его то­ком высокого напряжения от катушки зажигания и разрядом на «массу» (рис. 6, в). Появление разрядной искры со щелчком между проводом конденсатора и его корпусом означает, что он исправен. Если после заряда нет разрядной искры, конден­сатор дает утечку тока.

http://www.autopolomki.ru/images/6.gif

Рис. 6. Проверка конденсатора:
1 —катушка зажигания; 2 — крышка прерывателя-распределителя; 3 — прерыватель,
4 — конденсатор

  Можно проверить конденсатор также следующим образом. Отключить его и проворачивать коленчатый вал двигателя. Если при этом появляется очень слабая искра между централь­ным высоковольтным проводом и «массой» и происходит силь­ное искрение контактов прерывателя, то конденсатор неиспра­вен и требует замены.
  Нарушен зазор между контактами прерывателя. Нормальный зазор между максимально разомкнутыми контактами прерыва­теля должен составлять на автомобилях ВАЗ 0,40±0,03 мм, на остальных легковых автомобилях 0,35—0,45 мм. Контакты при этом должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей’ поверхностью. При необходимости контакты сле­дует зачистить. При очень малом зазоре искра на электродах свечи слабая или не возникает совсем. При очень большом зазоре, когда контакты полностью не смыкаются, искры также не будет. В таких случаях двигатель не пускается.
  Зазор между контактами прерывателя следует регулировать в такой последовательности. Снять крышку распределителя (ротор) и, медленно проворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, установить кулачок валика привода распре­делителя в такое положение, при котором контакты прерыва­теля будут максимально разомкнуты. Затем проверить зазор между контактами плоским щупом.
Если зазор между контактами не соответствует норме, необ­ходимо отпустить стопорный винт 4 (рис. 7, б) и при помощи эксцентрикового винта 1 (рис. 7, а), смещая пластину 2 стойки неподвижного контакта (у автомобилей «Москвич», «Запоро­жец») или смещая отверткой контактную стойку 3 (на автомо­билях «Жигули»), установить необходимый зазор. После этого закрепить стопорный винт 4 и вновь проверить зазор между контактами. Если зазор между контактами прерывателя отли­чается от нормального менее чем на 0,05 мм, регулировать его не следует.

http://www.autopolomki.ru/images/7.gif

Рис. 7. Регулировка зазора между контактами прерывателей автомобилей:
а — «Волга», «Запорожец»; 6 — «Жигули»; 1 —эксцентриковый винт;
2 — пластина; 3 — контактная стойка; 4 — стопорный винт

  Неправильная установка момента зажигания. От правильной установки зажигания зависят мощность, экономичность и устой­чивость работы двигателя.
  Чрезмерно позднее или раннее зажигание вредно сказывают­ся на работе двигателя. При слишком позднем зажигании горе­ние смеси происходит при увеличивающемся объеме и понижен­ном давлении газов в цилиндре, а поэтому мощность и эконо­мичность двигателя понижаются. В этом случае догорание смеси в цилиндре происходит в течение всего такта расшире­ния, что вызывает сильный перегрев двигателя.
  Отрицательное действие на работу двигателя оказывает и слишком раннее зажигание. В этом случае горючая смесь воспламеняется преждевременно и резко нарастает давление газов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), что значительно препятствует движению поршня. В результате уменьшается мощность и экономичность двигателя, а работа под нагрузкой сопровождается стуками и повышенным нагревом; на холостом ходу двигатель работает неустойчиво.
  Если зажигание установлено неправильно, двигатель не пу­стится.
  Устанавливать зажигание рекомендуется в таком порядке.

http://www.autopolomki.ru/images/8.gif

Рис. 8. Метки для установки зажигания на автомобиле:
а—ЗАЗ-968 «Запорожец»; б — «Москвмч-412, -2140»; в — ГАЗ-24 «Волга»;
г—ВАЗ «Жигули»; 1 — на маслозаливной горловине; 2 — установочный штифт; 3 — ВМТ первого цилиндра;
4 — установки зажигания; 5 — опере­жения зажигания на 10°;
6 — опережения зажигания на 100; 7 — на шкиве коленчатого вала

  Поставить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение, соответствующее концу такта сжатия. Для этого необходимо вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв свеч­ное отверстие пальцем, вращать коленчатый вал двигателя до начала сжатия в первом цилиндре. Палец будет ощущать давле­ние сжатого воздуха. Затем, медленно вращая коленчатый вал, точно совместить метки установки зажигания (рис. 8). На двига­теле автомобиля «Запорожец» (рис. 8, а) метка 4 (МЗ) на шкиве коленчатого вала должна совпадать с меткой 1 (выступ) на крышке распределительных шестерен; на двигателе автомобиля «Москвич» первая метка 3 (рис. 8, б) на шкиве коленчатого вала (по ходу вращения) должна совпадать с установочным штифтом 2 на передней крышке блока цилиндров; на двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» первая метка 4 (рис. 8, в) на шкиве коленчатого вала должна совпадать с концом штифта 2 на крыш­ке распределительных шестерен; на двигателе автомобиля ВАЗ метка 7 (рис. 8, г) на шкиве коленчатого вала должна совпадать со средней меткой 4 на крышке механизма распределения. Затем установить стрелку октан-корректора 3 на нулевое деление шкалы (см. рис. 5). При необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Начало размыкания кон­тактов лучше всего установить с помощью переносной лампы (прилагаемой к автомобилю). Для этого надо подключить пере­носную лампу одним проводом к «массе“, а другим — к зажиму провода низкого напряжения на прерывателе-распределителе. Затем включить зажигание, снять крышку прерывателя-распре­делителя и отпустить гайку крепления его корпуса к двигателю и медленно поворачивать рукой корпус прерывателя-распреде­лителя против направления вращения ротора до момента раз­мыкания контактов, который точно определяется по загоранию переносной лампы. В этом положении необходимо закрепить корпус прерывателя-распределителя, установить на место крышку прерывателя-распределителя. При этом боковой элек­трод крышки, против которого стоит ротор, следует соединить высоковольтным проводом со свечой первого цилиндра. Осталь­ные провода соединить со свечами в соответствии с порядком работы двигателя, учитывая направление вращения ротора.
  После этого необходимо проверить правильность установки зажигания во время короткого пробега автомобиля, предвари­тельно прогрев двигатель до нормального теплового режима (температура охлаждающей жидкости 80—90 °С).
  Установка зажигания считается правильной, если при дви­жении автомобиля на прямой передаче по ровной дороге со ско­ростью 45—50 км/ч резкое до отказа нажатие на педаль управ­ления дроссельными заслонками вызывает незначительные и кратковременные детонационные стуки.

http://www.autopolomki.ru/images/9.gif

Рис. 9. Октан-корректор распределителя зажигания автомобилей:
Москвич»; 6 — «Жигулик; в — „Запорожец“; г — ГАЗ-24 „Волга“; 1 —шкала;
2 — корпус

  Отсутствие стуков означает, что зажигание позднее. В этом случае необходимо ослабить крепление корпуса 2 (рис. 9) пре­рывателя-распределителя на двигателе и повернуть его рукой против направления вращения кулачка на одно-два деления шкалы 1 октан-корректора в сторону опережения (+), а при сильных детонационных стуках — по направлению вращения кулачка в сторону запаздывания (—). Регулируя установку зажи­гания, необходимо добиться устойчивой работы двигателя автомобиля. После этого вновь закрепить корпус прерывателя-распределителя на двигателе. Если не удается обеспечить пра­вильной установки момента зажигания с помощью октан-кор­ректора, необходимо вновь установить зажигание в последова­тельности, указанной выше.
  Нарушение изоляции проводов высокого и низкого напря­жения. В процессе эксплуатации автомобиля нарушение изоляции проводов высокого и низкого напряжения происходит по при­чине попадания на них бензина, масла, капель электролита, горячей воды или в результате механических повреждений. Особенно быстро протирается изоляция у плохо закрепленных проводов во время движения автомобиля. Поврежденная изоля­ция проводов нередко является причиной короткого замыкания в электрических цепях низкого или высокого напряжения. Разу­меется, что в этом случае между электродами свечи зажига­ния искры не будет и двигатель не пустится.
  Поэтому при осмотре автомобиля обращайте внимание на состояние изоляции проводов, надежность их крепления. Про­вода низкого и высокого напряжения должны быть чистыми, гибкими, надежно закрепленными и не иметь повреждений, следов коррозии и грязи. Наличие на оплетке проводов капель масла, бензина или других каких-либо технических жидкостей не допускается.
  Обнаруженную внешним осмотром влажную оплетку прово­дов следует насухо протереть ветошью. Если провода имеют изношенную (потрескавшуюся или поврежденную) изоляцию, то в качестве временной меры рекомендуется поврежденные места проводов обмотать изоляционной лентой, а при первой возможности заменить.
  Окисление контактов прерывателя. При работе двигателя контакты прерывателя постепенно загрязняются и окисляются, т. е. на их поверхности образуется окалина. Сильное окисление (загрязнение) контактов нередко является причиной значитель­ного уменьшения тока низкого напряжения в катушке зажигания, что приводит к слабой искре между электродами свечи зажига­ния или к полному ее отсутствию. В результате двигатель не пускается. Убедиться в неисправности (окислении) контактов при нормальном зазоре между ними можно при помощи пере­носной лампы (1 2 В). Для этого один конец провода переносной лампы подсоединить к „массе“ автомобиля, а другой — сначала подключить к неподвижному контакту прерывателя (см. рис. 5), а затем к подвижному при замкнутых контактах. Если же пере­носная лампа не загорится при подключении ее к неподвижно­му контакту и загорится при подключении к подвижному, то это свидетельствует о неисправности контактов прерывателя. Контакты сильно обгорели (окислились) и ток через них не проходит. В этом случае необходимо надфилем зачистить кон­такты, для чего установить кулачок прерывателя в состояние полного смыкания контактов, а затем рукой отвести подвижный контакт от неподвижного на расстояние, равное толщине над­филя. Установив надфиль между контактами и придавая ему возвратно-поступательное движение, зачистить контакты. При незначительном окислении зачистку контактов можно произве­сти абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой.
  Вырезав из шкурки две узенькие полоски и склеив их рабо­чими сторонами наружу клеем БФ-2, получите тонкую пластинку с необходимой жесткостью. Такая пластинка позволит зачищать контакты, не нарушая их параллельности, что очень важно для площади соприкосновения контактов. Не рекомендуется произ­водить зачистку каждой поверхности контактов в отдельности. Это очень часто приводит к неравномерной площади их при­легания.
  После зачистки контактов обдуть панель прерывателя воз­духом, затем протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине. Контакты должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей поверхностью. Нельзя подчищать контакты крупной наждачной шкуркой, монетами, гак как оставшийся на контактах металл значительно ускоряет их обгорание.
  Если зачистка не дает желаемого результата, что часто бывает при большом износе, контакты необходимо заменить. Неисправна катушка зажигания. Эта неисправность встре­чается в практике эксплуатации легковых автомобилей очень редко. В случае неисправности катушки зажигания двигатель не пускается. Характерным признаком неисправной катушки зажи­гания является ее повышенная температура при выключенном зажигании. Это легко определить рукой на ощупь.
  Убедиться в исправности катушки зажигания можно следую­щим простым способом. Вынуть из зажима крышки распреде­лителя центральный провод высокого напряжения и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и „массой“ автомобиля. Если катушка исправна, то в этом зазоре при про­ворачивании коленчатого вала двигателя в момент размыкания контактов будет возникать сильная искра с голубым отливом. Слабая искра или ее отсутствие свидетельствуют о неисправ­ности катушки зажигания. Можно предположить, что в обмот­ках катушки зажигания произошло короткое замыкание. Наибо­лее распространенной причиной преждевременной неисправности катушки зажигания является включенное длительное время зажигание при неработающем двигателе. От повышенной температуры изоляция обмоток катушки зажигания высыхает, осыпается, что и приводит к короткому замыканию. Обнаружен­ную неисправную катушку зажигания необходимо заменить. Для замены можно использовать катушку зажигания любого отечественного легкового автомобиля с напряжением системы электрооборудования 12 В. Такая катушка зажигания обычно подходит и по местам крепления. При этом необходимо иметь в виду, что катушки зажигания некоторых отечественных легко­вых автомобилей имеют не две, а три клеммы: ВК, ВК-Б и третью клемму без обозначения. В этом случае, например, для замены катушки на автомобилях ВАЗ, с распределителем следует соеди­нить клемму без обозначения, второй провод присоединить к клемме ВК-Б, а клемму ВК оставить свободной. Кроме того, в этом случае нельзя также непосредственно использовать стандартный провод высокого напряжения, соединяющий ка­тушку зажигания с распределителем. Его придется приспособить или, что еще лучше, заменить запасным проводом, не имею­щим наконечника на одном из концов. При замене неисправной катушки зажигания запасной все провода должны быть правиль­но подсоединены, надежно закреплены и изолированы.
  Нарушение нормального зазора в свечах зажигания. Дви­гатель легкового автомобиля эффективно работает только при определенном зазоре между электродами свечей зажигания. Зазор в свечах зажигания должен соответствовать требованиям заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. При мень­шем зазоре искра между электродами свечи получается корот­кой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается. При боль­шом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами све­чи, и искры вообще может не быть.
  В обоих случаях двигатель не пускается. Ориентировочно убедиться в том, что двигатель не пускается по причине неисп­равности свечей зажигания, не выворачивая их из двигателя, можно следующим простым способом. Снять провод высокого напряжения со свечи, например, первого цилиндра и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и „массой“ автомобиля. Хорошая бесперебойная искра, возникающая в этом зазоре при прокручивании коленчатого вала двигателя стартером или пусковой рукояткой, свидетельствует об исправ­ной цепи тока высокого напряжения и о неисправности свечей зажигания. В этом случае необходимо проверить состояние свечей зажигания, вывертывая их из двигателя. Причин неисправ­ностей свечей зажигания может быть несколько: нарушение нормального зазора между электродами свечи или замасли­вание (нагар) электродов, трещины изолятора, оплавленные и корродированные электроды (рис. 10).

http://www.autopolomki.ru/images/10.gif

Рис. 10. Характерные признаки дефекта свечей:
а — черные отложения на электродах; 6 — масло на электродах;
в — корроди­рованные электроды (перегрев); г — оплавленные электроды

  Обнаруженный нагар на свечах рекомендуется очищать щеткой из медной упругой проволоки, предварительно размяг­чив нагар в керосине. Нельзя прожигать свечи открытым пла­менем во избежание повреждения изолятора, а также не реко­мендуется очищать свечи острыми металлическими предме­тами, напильником, стеклянной или наждачной шкуркой.
  После очистки свечей необходимо проверить зазор между электродами при помощи круглого щупа из проволоки (рис. 11), прикладываемого к инструменту водителя. Их желательно иметь два. Например, щуп 0,8 мм свободно проходит между электро­дами, щуп 0,95 мм свободно пройти не может. Не рекоменду­ется для замера зазора применять плоские щупы, так как в этом случае результаты будут неточными. Объясняется это следую­щим образом. При работе свечи происходит перенос металла с одного электрода на другой. Из-за этого на центральном электроде образуется бугорок, а на боковом — впадина. Поэто­му для замера зазора подходят только круглые щупы.
  Зазор между электродами свечи регулируют (устанавли­вают) только подгибанием бокового электрода при помощи специального ключа. Нельзя для этих целей применять плоско­губцы, так как ими можно повредить электрод свечи.
  Категорически запрещается устанавливать зазор между электродами подгибанием центрального электрода свечи, так как это приводит к повреждению свечи.
http://www.autopolomki.ru/images/11.gif

  Напомним водителям, что с наступлением зимы для сниже­ния пробивного напряжения нормальный зазор между электро­дами свечей можно уменьшить на 0,1—0,2 мм. Объясняется это тем, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новую аккумуляторную батарею, что ее напря­жения не хватит для образования искры в нормальном зазоре между электродами свечей.
  Помните, что от состояния свечей зажигания зависит не только пуск двигателя, но и ощутимо экономичность автомоби­ля. Пристальное внимание к свечам зажигания — лучший залог предотвращения неисправностей такого рода.
  Неисправен выключатель (замок) зажигания. Нередко причи­ной затрудненного пуска двигателя может быть неисправность выключателя (замка) зажигания (рис. 12). Чтобы убедиться в этом, необходимо на автомобиле, например ВАЗ, подсоеди­нить один конец провода переносной контрольной лампы к „массе“ автомобиля, а второй — к клемме 50 выключателя зажигания (рис. 13) и повернуть ключ выключателя зажигания в положение пуска. Если переносная контрольная лампа горит вполнакала (или не горит), значит, неисправность в выключателе (замке) зажигания.
http://www.autopolomki.ru/images/12.gif

Для проверки выключателя зажигания отключить аккумуля­торную батарею во избежание короткого замыкания и вынуть контактное устройство 3 (см. рис. 12) из выключателя зажига­ния, сняв отверткой пружину 4 (замочное кольцо). Неисправ­ностями контактного устройства могут быть окисление и подго­рание контактов, качание клемм или их замыкание между собой, оплавление пластмассового ротора 10, износ цилиндра 9. Под­горевшие контакты необходимо зачистить. Если при этом не бу­дет достигнуто положительных результатов, то неисправное контактное устройство нужно заменить. Можно временно для пуска двигателя переставить провода с клеммы 50 (см. рис. 13) выключателя зажигания на одну из двух свободных клемм 16, тогда стартер заработает нормально. Временно это делается потому, что эти контакты могут отказать в работе, так как они не рассчитаны на такой большой ток, как контакты клеммы 50 выключателя зажигания.

http://www.autopolomki.ru/images/13.gif

Рис. 14. Проверка состояния аккумуляторной 6атареи:
а — проверка уровня электролича стеклянной трубкой;
б— проверка плотности электролита ареометром; 1 —резиновая груша;
2 — колба; 3 — поплавок арео­метра

  Аккумуляторная батарея разряжена. Если при пуске двига­теля стартер медленно проворачивает коленчатый вал, свет ламп накаливания (при включении фар или подфарников) тусклый, звук сигнала при его включении слабый, то это является харак­терным признаком разряженности аккумуляторной батареи или ее неисправности.
  Чтобы определить техническое состояние аккумуляторной батареи (рис. 14), рекомендуется проверить уровень и плотность электролита. Для проверки уровня электролита (рис. 14, а) необходимо отвернуть пробки отверстий в крышках всех эле­ментов аккумуляторной батареи. Взять в руку открытую с обоих концов тонкую (диаметром 4—5 мм) стеклянную трубку длиной 100—150 мм и погрузить ее в электролит до упора в предохра­нительную сетку, которая закрывает пластины элементов акку­муляторной батареи. Плотно зажав пальцем открытый конец трубки, вынуть ее из отверстия. Оставшийся в стеклянной трубке столбик электролита укажет высоту его уровня. Во всех эле­ментах аккумуляторной батареи уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной сетки. После опре­деления уровня электролита в каждом элементе следует обрат­но слить электролит из трубки, введя его в отверстия и отжав палец от верхнего конца трубки.
  Плотность электролита в аккумуляторной батарее можно определить при помощи ареометра (плотномера, рис. 14, б) в такой последовательности: сжать резиновую грушу 1 ареомет­ра для удаления воздуха из его колбы 2 и установить нижний конец трубки ареометра в заливное отверстие аккумуляторной батареи так, чтобы он был погружен в электролит. Медленно отпуская грушу, наполнить колбу электролитом до всплытия поплавка 3 ареометра. Деление на шкале ареометра, совпадаю­щее с уровнем электролита, указывает ее плотность.
  У полностью заряженной аккумуляторной батареи плотность электролита в зависимости от климатических условий района эксплуатации должна соответствовать данным, приведенным в табл. 1.
http://www.autopolomki.ru/images/14.gif

При измерении уровня и плотности электролита необходимо следить за тем, чтобы на батарею, кузов и другие детали авто­мобиля не попали капли электролита, содержащие серную ки­слоту, которая вызывает коррозию.
  Степень разряженности аккумуляторной батареи при эксплу­атации автомобиля допускается зимой не более 25 % и летом — 50 %, т.е напряжение аккумулятора при замере нагрузочной вилкой должно устойчиво держаться в течение 5 с в первом случае не ниже 1,6— 1,7 В, а во втором 1,5—1,6 В. Если напря­жение аккумулятора ниже 1,5—1,6 В, то батарею нужно за­рядить.
  Аккумуляторную батарею можно подзарядить, не снимая ее с автомобиля. Но в этом случае для пуска двигателя можно использовать исправную аккумуляторную батарею от другого автомобиля. Для этого надо установить оба автомобиля так, чтобы батареи находились на самом близком расстоянии друг от друга. Затем одним проводом сечением не менее 50 мм соединить „массы“ обоих автомобилей, другим — зажимы стартеров и пустить двигатель автомобиля с разряженной акку­муляторной батареей. После пуска двигателя необходимо увели­чить частоту вращения коленчатого вала, чтобы батарея заряжа­лась, и отсоединить оба провода.
  Если по своему техническому состоянию аккумуляторная батарея не принимает заряд, ее необходимо отправить в ремонт на СТО. Чтобы увеличить срок службы аккумуляторной батареи, необходимо ежедневно следить за надежностью ее крепления в гнезде подкапотного пространства, состоянием ее поверхно­стей, вентиляционных отверстий в пробках аккумуляторов, креплением наконечников проводов на выводных клеммах.
  Наконечники проводов должны быть исправными, надежно закрепленными на выводных клеммах, а открытые их поверхно­сти смазаны тонким слоем технического вазелина или солидола.