Видеосъемка по понятиям.
Общаясь между собой, люди чаще всего не заботятся о том, чтобы их поняли. Но видеосъемка является той областью, где взаимопонимание - главный фактор.
Причинами неудач любой видеосъемки служат либо не полное знание самого предмета обсуждения (фильма, сюжета), либо амбиции, не позволяющие людям перейти на простой язык жестов и образных сравнений. Есть и другие причины, но они не являются темой нашего общения.
Итак, идем дальше.
Видеосъемка бывает, а вернее, мы ее разобьем на три вида:
1. Видеосъемка постановочная.
Этот вид мы кратко рассмотрели в теме "Видеосъемка для начинающих". Для начала этой информации вполне достаточно.
2. Видеосъемка репортажная.
Самый распространенный вид съемки как на телевидение (новостные сюжеты, авторские телепередачи и даже рекламные ролики), так и в бытовых условиях.
К репортажной видеосъемке относятся спортивные мероприятия, концерты, митинги, конференции, свадьбы, праздники и т. д. То есть видеосъемка событий и явлений, не зависящих от наших профессиональных знаний, вкусов и желаний.
И главное - отсутствие возможности что-либо планировать и изменять.
3. Видеосъемка любительская.
Для простоты восприятия скажу следующее: любительская видеосъемка - это репортажная съемка только без учета некоторых профессиональных навыков оператора и определенного режиссерского видения оператора во время видеосъемки. Но об этом мы поговорим более подробно на Online бесплатных операторских курсах.
Во время видеосъемки наиболее часто звучат слова или фразы:
Общий план, средний план, крупный план.
Кадр (или план). Панорама. Отъезд, наезд. Ракурс (нижний, верхний).
Снять монтажно или одним кадром. Снять статику или видеосъемка с движения.
Рисуюший, заполняющий или контровой свет.
И многое другое, о чем так же скучно писать, как и читать. Тем более, что все эти понятия трактуются по-разному даже в профессиональной среде.
Поэтому на этой странице я расскажу лишь о простых, но самых важных понятиях, которые помогут нам общаться дальше.
Но уже сейчас я хочу предупредить и, может быть, обрадовать Вас, что все понятия условны. И когда готовится, а потом ведется видеосъемка, лучше всего перейти на язык жестов и образных сравнений. А в трудных случаях - воспользоваться карандашом и бумагой.
Итак, начинаем.
Кадр (или план):
Весь материал видеосъемки, который находится между запуском видеокамеры (Start) и последующей остановкой камеры (Stop).
Например, Вы решили снять футбольный матч. Пришли на стадион, установили на штатив камеру, выбрали крупность кадра (допустим, общий план) и включили видеокамеру. В это же время к Вам подходит знакомый и делится своими впечатлениями от игры своей команды. Через пять минут Вы вспоминаете, что видеокамера работает и пора бы сменить точку съемки. Вы подходите к камере и нажимаете Stop.
В итоге - Вы сняли один кадр (план) длиною в 5-6 минут.
Общий план (ОП), средний план (СП), крупный план (КП):
Эти понятия правомерны, когда видеосъемка идет с участием одного человека.
Как Вы понимаете, каждый рисунок также имеет допуск в ту или иную сторону. Например, у американского среднего плана (СП) нижняя граница кадра находится на уровне коленей человека.
Всегда нужно помнить, что пропорция кадра 4х3 - величина постоянная при любом наезде или отъезде камеры. Слова Наезд и Отъезд (max Zoom и min Zoom) знакомы почти каждому, кто собрался покупать фотоаппарат или видеокамеру.
А если выражаться грамотно, то наезд - это изменение трансфокатором фокусного расстояния объектива в сторону увеличения. Т.е. происходит зрительное приближение к снимаемому объекту. А отъезд - все наоборот.
Не знаю, хорошо это или плохо, но журналисты и режиссеры телевидения не знакомы с такими понятиями. Да и нам, я думаю, сейчас это не важно - ведь мы договорились общаться без понтов. А моя задача - заботиться о том, чтобы меня поняли.
И наконец, чтобы не утомлять Вас, несколько слов по композиции кадра:
Каждая видеосъемка - это набор кадров, состоящих из главного объекта видеосъемки, заднего плана (фона) и переднего плана. (Что такое композиция кадра и дпя чего она служит - вы узнаете на отдельном уроке).
А сейчас нужно просто запомнить, что какой бы ни была видеосъемка - постановочной, репортажной или любительской, всегда задний план (фон) и передний план имеют смысловую и художественную нагрузку.
Для понимания того, какую смысловую нагрузку имеют передний и задний планы, я опишу один эпизод рекламного ролика.
Видеосъемка в основном проходила в магазине запасных частей для легковых автомобилей. Но в заключение журналист должен был сказать в кадре несколько крылатых фраз. Мы вышли из помещения.
Видеосъемка велась по схеме, показанной на рис. 5, где:
Желтая зона (№1) - автостоянка.
Голубая зона (№2) - магазин.
Композиция кадра была следующая:
(рисунки 4 и 5 к этой композиции не относятся, а просто показывают размещение зон)
Справа в кадре я разместил журналиста в полный рост (т.е. общим планом) - объект видеосъемки.
Слева в кадре был виден ряд автомобилей, расположенных по диагонали от левого нижнего угла к центру кадра - желтая зона.
В верхней части кадра, между объектом видеосъемки и автомобилями, были видны логотип и название магазина - голубая зона.
Итак, рекламная видеосъемка о магазине запчастей закончилась кадром, где фон и передний план имели непосредственное отношение к сюжету ролика.
Заканчивая эту страницу, еще раз напоминаю, что все основные понятия видеосъеки мы разберем по полочкам на бесплатных курсах этого форума.