Автополомки и авторемонт - Сцепление "ведет"
Большой свободный ход педали. При большом свободном ходе педали сцепление будет «вести», т. е. неполностью выключаться. При этом автомобиль движется рывками, затруднено переключение передач, так как при нажатии на педаль диски сцепления полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться.
Полноту выключения сцепления можно проверить следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя выжать педаль сцепления до отказа и, если первая передача включается бесшумно, то сцепление выключается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен и передача не включается или включается с трудом, то сцепление «ведет». При этом следует отрегулировать свободный ход педали сцепления (см. подразд. «Нет свободного хода педали“).
Попадание воздуха в гидропривод системы. Сцепление может неполностью выключаться (свободный ход педали сцепления в пределах нормы) при попадании воздуха в систему гидропривода. В этом случае необходимо удалить воздух из гидропривода системы в такой последовательности:
заполнить питательный бачок 9 (см. рис. 46, б) жидкостью до нормального уровня (10—15 мм ниже верхней кромки);
очистить от пыли и грязи клапан выпуска воздуха рабочего цилиндра 8, снять защитный колпачок 11 с головки клапана 10 и надеть на головку резиновый шланг из комплекта принадлежностей к автомобилю;
погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину, и резко нажимать на педаль сцепления 3—4 раза с интервалом 1—2 с и, удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть на 1/2—3/4 оборота клапана выпуска воздуха. Под действием давления, созданного в системе, часть жидкости и содержащийся в ней воздух в виде пузырьков выйдут через шланг в сосуд с жидкостью;
плавно отпуская и резко нажимая на педаль сцепления, прокачивать систему до полного прекращения выхода из шланга пузырьков воздуха. Во время прокачки следует добавлять тормозную жидкость в питательный бачок, не допуская снижения уровня в нем более чем на 2/3 от нормального;
удерживая педаль в нажатом положении, завернуть до отказа клапан выпуска воздуха, снять с его головки шланг, надеть на головку клапана защитный колпачок 11, а также добавить в бачок жидкость до нормального уровня.
Жидкость, выпущенную из системы гидравлического привода сцепления во время прокачки, не заливать в питательный бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя ,так как в ней содержится воздух и грязь.
Следует помнить, что обращаться с тормозной жидкостью нужно осторожно, так как она ядовита. После выполнения работ с тормозной жидкостью необходимо тщательно с мылом вымыть руки.
При правильно прокачанной системе гидравлического привода сцепления обеспечивается безударное включение первой передачи и заднего хода.
Утечка рабочей жидкости из системы гидропривода. При неполном выключении сцепления одной из распространенных причин может быть подтекание рабочей жидкости из системы гидропривода.
В этом случае необходимо при нажатой до упора педали сцепления тщательно осмотреть места соединения шланга 11 (рис. 47) с бачком 10 и главным цилиндром 12, трубки 13 с главным цилиндром 12 и рабочим цилиндром 14.
При обнаружении подтекания рабочей жидкости подтянуть соединение до устранения утечки, а обнаруженные поврежденные детали гидропривода выключения сцепления заменить.
Неисправен рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления. Если при проверке выявлена утечка жидкости из рабочего цилиндра, его необходимо снять с автомобиля, предварительно отвернув два винта крепления его корпуса 14 (см, рис. 47, б), подводящую трубку 13, толкатель 15 и пружину 16, и разобрать. Для разборки рабочего цилиндра с его корпуса 9 (рис. 48, б) снять защитный колпачок 10, толкатель 11 и поршень 13. Чтобы заменить поврежденные резиновые детали (уплотнительные кольца 12 и 14), необходимо также разобрать и поршень 13, сняв стопорное кольцо 17, шайбу 16 и пружину 15. Детали тщательно промыть свежей тормозной жидкостью или спиртом.
При отсутствии повреждений зеркала цилиндра и резиновых деталей вновь собрать рабочий цилиндр и проверить, нет ли течи» Если обнаружены повреждения резиновых деталей или имеются раковины и риски на зеркале рабочего цилиндра, заменить эти детали и установить рабочий цилиндр на место.
Неисправен главный цилиндр гидропривода выключения сцепления. Утечка рабочей жидкости из системы гидропривода сцепления может происходить в результате нарушения герметичности главного цилиндра сцепления, из-за повреждения внутренних уплотнительных колец (манжет), зеркал цилиндров или загрязнения рабочих деталей узла. В этом случае необходимо снять главный цилиндр 12 (см. рис. 47, 6) привода выключения сцепления, отвернув две гайки, крепящие его к кронштейну педалей, и сняв шланг 11, соединяющий цилиндр с бачком 10.
Чтобы выявить причину нарушения герметичности главного цилиндра привода выключения сцепления, его следует разобрать в такой последовательности: снять резиновый защитный колпачок 3 (см. рис. 48), стопорное кольцо 4, поршень 6, уплотнительное кольцо 5, кольцевой плавающий клапан поршня 7 и пружину 8. Тщательно промыть все детали тормозной жидкостью и внимательно осмотреть их состояние. При отсутствии рисок, задиров и раковин на зеркале главного цилиндра, а также при исправных внутренних резиновых кольцах установить цилиндр на место. При необходимости заменить неисправные детали или главный цилиндр в сборе.
Неодновременное нажатие подшипников выключения сцепления на рычаги. При неодновременном нажатии подшипника выключения сцепления на внутренние концы рычагов выключения сцепления может появиться перекос нажимного диска. Поэтому при выключении сцепления нажимной диск будет по-прежнему одной стороной прижиматься к ведомому диску и сцепление будет «вести». Устраняется эта неисправность регулировкой положения рычагов сцепления в одной плоскости с помощью винтов на концах рычагов или гайками на нажимном диске либо заменой неисправных деталей.
Перекос или коробление ведомого диска. В результате длительной работы возможен перекос или коробление ведомого диска. Причин может быть несколько: заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач или обрыва (поломки) фрикционной накладки.
В данном случае сцепление следует разобрать и устранить заедание ступицы ведомого диска или заменить ведомый диск новым.